Напомню, что до 2017 года общедомовые нужды (ОДН) были включены в платежные документы ресурсоснабжающих организаций. На практике размер платы за ОДН зачастую сильно менялся от месяца к месяцу, поскольку недобросовестные управляющие компании дополнительно расписывали на честных пользователей свои убытки из-за протечек, из-за мошенничества некоторых жителей, фальсифицирующих показания счетчиков с помощью магнитов и других приспособлений. С 1 января 2017 года вступила в действие норма Жилищного кодекса, согласно которой плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды стала жилищной услугой, то есть была включена в платежный документ управляющей организации за содержание жилья, и эту плату ограничили нормативом. Таким образом, потребитель должен отдавать за ОДН одинаковую сумму каждый месяц, информирует "РГ".
Однако при переходе к новой системе оплаты многие регионы установили завышенные нормативы: в частности, Омская, Челябинская, Псковская, Ульяновская области и другие. Порой нормативы отличаются в соседних субъектах Федерации в десятки раз: например, в Краснодарском крае и Крыму граждане платят за 0,4 киловатта в час, а в Ингушетии - за 9,6 киловатта в час.
Кроме того, при определении нормативов имели место злоупотребления со стороны некоторых управляющих компаний. Дело в том, что в предложенной для расчета нормативов формуле учитывается площадь мест общего пользования, к которой недобросовестные компании стали приписывать площадь чердаков и подвалов, которые никогда не освещались и не убирались. Получилось, что у многих людей плата за ОДН сильно выросла, иногда в два раза, по сравнению с платой до 1 января 2017 года. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, проведенного "Единой Россией" в рамках партийного проекта "Школа грамотного потребителя".
Отмечу также, что в 2009 году нами были приняты законы об энергоэффективности, которые обязали установить в каждом доме индивидуальные приборы учета. Есть дома, которые уже провели мероприятия по обеспечению энергоэффективности: установили счетчики, энергосберегающие лампы, датчики движения. К сожалению, иногда потребление коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества, определяемое показаниями приборов учета, оказывается значительно ниже норматива, но у жителей нет возможности оплачивать расходы в объеме фактически потребленных ресурсов. Это обесценивает все проведенные ранее мероприятия по энергосбережению в домах и не стимулирует жителей к их проведению в будущем.
В связи с этим мы решили внести изменения в Жилищный кодекс, согласно которым общее собрание собственников многоквартирного дома получит право определять размер потребленных ресурсов не по нормативам, а по показаниям общедомового прибора учета. Тогда появляется смысл и в энергосбережении, и в экономии воды. Если дом действительно потребляет меньше ресурсов, чем это установлено нормативом, то можно будет сэкономить. Если потребление ресурсов оказывается больше, то жителям надо будет платить по нормативу, а все остальное - проблемы управляющей компании: обслуживая дом, она самостоятельно должна выявлять причины возникновения дисбаланса.
Надеемся, что нам удастся оперативно рассмотреть все поправки к этому законопроекту и в ближайшее время принять его во втором и окончательном третьем чтении, чтобы те собственники, которые экономят, платили меньше.