Коммунальная отрасль - это сфера больших денег. В последнее время часто звучит одна цифра - ежегодный оборот отрасли ЖКХ превышает 4 триллиона рублей.
Подсчитано, что это в 2,5 раза больше ВВП ряда европейских стран. По словам министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, отрасль жилищно-коммунального хозяйства является мощнейшим инвестиционно-привлекательным сегментом российской экономики.
В модернизацию коммунальной инфраструктуры активно вкладывают капитал как российский бизнес, так и иностранные инвесторы. Так, недавно стало известно, что фонд из Кувейта инвестирует в теплосети города Бердска, было заключено соглашение с местной компанией, которая получила сети в концессию.
Минстрой разработал ряд стимулирующих мер для привлечения частных инвестиций в коммунальную сферу. Предполагается, что осенью будут одобрены меры экономического стимулирования региональных и местных властей для привлечения частных инвестиций. "Сегодня все основные механизмы фактически запущены, - рассказал Михаил Мень.- Мы переходим на долгосрочное тарифное регулирование с будущего года. Заложили в тарифы по водоотведению и водоснабжению 5% предпринимательской прибыли и сделаем то же в теплоснабжении. Кроме того, создали типовые концессионные соглашения, где предусмотрено участие муниципалитетов. В результате уже сегодня действует 450 концессионных соглашений, 910 концессионных конкурсов уже объявлено".
В ведомстве рассчитывают, что бизнес, инвестируя в эту сферу, может изменить ее. По мнению главного жилищного инспектора России Андрея Чибиса, сегодня отрасль ЖКХ - это серьезный рынок с гарантированным спросом. "Развитие ГЧП, повышение привлекательности отрасли для инвестиций - именно на это мы сейчас делаем основную ставку", - подчеркнул Андрей Чибис.
На практике не всегда частный бизнес горит желанием активно инвестировать в эту сферу, используя механизмы ГЧП. Ожидается, что осенью процесс пойдет быстрее. Так, до конца года заработает механизм субсидирования процентной ставки до 12% годовых по кредитам, которые привлекают ресурсоснабжающие организации. Это позволит снизить стоимость кредитов и размер затрат, которые несут частные инвесторы, развивая инвестпроекты.
По мнению Андрея Чибиса, большие надежды возлагаются на долгосрочное тарифное регулирование. Со следующего года тарифы устанавливаются на три года, а далее - не менее чем на пять лет. Кроме того, тарифы не будут меняться в течение всего срока концессионного соглашения. Что касается концессий, заключенных в отношении объектов тепло- и водоснабжения, то главная их особенность в том, что концессионеры как законные эксплуатанты таких объектов не могут по собственному усмотрению устанавливать цены за их использование, так как они регулируются государством. Вся продукция естественных монополий, которые поставляют ресурсы, также является предметом регулирования (не только ФСТ, но и ФАС). Поэтому концессионер не может быть до конца уверен, что покроет свои расходы, если в договоре установлен только срок, в течение которого он получает права владения и пользования объектом.
"Помимо этого подготовлен законопроект, который еще более надежно защитит права инвесторов. Регионы РФ будут выступать стороной концессионного соглашения. У концессионера появится возможность регистрировать права собственности на объекты после заключения концессионного соглашения. Кроме того, он сможет отдавать в концессию предприятия с наличием задолженности, что позволит передать в частные руки весь объем убыточных и неэффективных унитарных предприятий", - рассказал Андрей Чибис.
Между тем все неэффективные унитарные предприятия должны быть переданы в концессию, напомнил замминистра. Во всех субъектах РФ к 1 ноября этого года сформированы графики передачи инфраструктур таких предприятий в концессию. Подсчитано, что сегодня треть всех унитарных предприятий, работающих в сфере водо- и теплоснабжения, признаны неэффективными.