Капитальный ремонт жилых зданий не должен выполняться только за счет населения. К такому выводу пришли эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ), проверив, как в регионах формируют программы капитального ремонта.
Введя немалые платежи за капитальный ремонт многоквартирных домов для собственников, сами региональные власти свою долю необходимых бюджетных платежей делать не спешат. Получается, что капремонт жилья, находящегося на балансе муниципалитетов, будет выполняться за счет людей.
В ОНФ считают такой подход недопустимым и говорят, что необходимо ужесточить ответственность органов власти за несвоевременные платежи за капремонт. "Недопустимо, когда региональные программы капремонта реализуются только за счет граждан-собственников, при том, что взносы на капитальный ремонт должны оплачивать не только граждане, но и федеральные, региональные и муниципальные владельцы жилых помещений", уточнили в ОНФ для "Российской газеты".
Позиция ОНФ основана на результатах анализа данных сайта Фонда содействия реформированию ЖКХ. Эксперты центра ОНФ "Народная экспертиза" установила, что по информации, отраженной на сайте, взносы на капремонт по помещениям федеральной, региональной и муниципальной собственности практически не оплачиваются.
Причем на сайте представлена информация только по 13 регионам, в то время как согласно приказу №520 Минстроя, все регионы обязаны открывать данные о том, как выполняются программы капремонта.
Самый низкий уровень оплаты зафиксирован по помещениям, находящимся в федеральной собственности - всего около 4% по 10 регионам, предоставившим информацию. При этом, средства не поступили в Ханты-Мансийском автономном округе, Новгородской, Тамбовской, Еврейской автономной областях. Тамбовская область и ЕАО также не внесли средств на капремонт региональной собственности, в этом же списке Пензенская область, комментируют в ОНФ.
Немногим лучше ситуация с муниципальной собственностью: уровень оплаты взносов муниципалитетами, в собственности которых находится наибольшее по сравнению с федеральными и региональными владельцами число жилых помещений, составляет в среднем по исследованным регионам 50%. В целом же по всем трем типам собственности уровень оплаты взносов в регионах, данные по которым доступны, колеблется от 0 до 8%.
Причем если неплательщикам-гражданам за неуплату грозят всевозможные неприятности - от начисляемых пени и оплаты неустойки до судебных исков по долгам, то федеральных, региональных и муниципальных собственников жилого фонда большая часть подобных мер воздействия не касается, отмечают в ОНФ.
Правда, пени за просроченные платежи им тоже должны начисляться. Но такие наказания, как отключение горячей воды, электричества, не предусмотрены.
"Там, где государство в лице региональных и муниципальных властей выступает в роли собственников помещений, оно должно служить примером добросовестности в вопросах финансовой дисциплины. Необходимо повышать исполнительскую дисциплину, ужесточая ответственность органов власти за несвоевременные платежи за капремонт. Недопустимо, когда региональные программы капремонта реализуются только за счет граждан-собственников", - заявил руководитель Центра ОНФ "Народная экспертиза" Николай Николаев.