ССЫЛКА НА ОФИЦИАЛЬНУЮ СТРАНИЦУ ЗАКОНОПРОЕКТА В АСОЗД
Здесь будут официальные заключения, протокольные события и тексты ко 2-му и 3-му чтениям. Поправки будут только в виде общих таблиц (рекомендованные комитетом к принятию, к отклонению, решение по которым не принято)
ВИДЕОЗАПИСЬ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ - слушания прошли 12 февраля 2014 года.
В Общественной палате прошли «нулевые чтения» законопроекта о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ.
Согласно документу, организации, занимающиеся управлением многоквартирными домами, должны до 1 мая 2015 года получить лицензию, а должностные лица — квалификационный аттестат. В документе прописываются правила, в соответствии с которыми лицензия выдается, а также на основании чего деятельность управляющих компаний приостанавливается или прекращается.
Кроме того, планируется создать реестр лиц, не имеющих право на деятельность по управлению домами. «По сути, запрет на профессию для недобросовестных лиц», — изложил основные положения законопроекта исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие», член Рабочей группы по развитию жилищно-коммунального хозяйства Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации Алексей Макрушин.
«Главное, чтобы были созданы условия, чтобы добросовестные управляющие компании смогли комфортно работать, чтобы не получился отток компаний с рынка. И, конечно, надо продумать, чтобы законопроект исключил возможность для коррупции тем, кто будет выдавать эти лицензии», — подчеркнула глава Комиссии ОП по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева.
Она призвала участников высказать конструктивные поправки к законопроекту и отметила, что разработчики «поклялись», что не будет быстрого решения по документу, пока не выскажется экспертное сообщество.
Также, по мнению члена ОП, документ должен идти в комплексе с другими. А именно, с проектом, касающимся ответственности недобросовестных плательщиков.
В свою очередь директор саморегулируемой организации НП «Национальный Жилищный Конгресс» Татьяна Вепрецкая озвучила несколько рекомендаций.
«Лицензия выдается в каждом субъекте, но законом о лицензировании отдельных видов деятельности устанавливается режим единого экономического пространства. Так, если компания заходит на рынок любого субъекта, то она должна уведомить соответствующие органы, чтобы начать свою деятельность. Считаем, что и для нашего вида деятельности тоже этот вариант приемлем, и получение лицензии не требуется в каждом регионе», — предложила она.
Следующая поправка касается приостановления, аннулирования и прекращения лицензии. По словам Вепрецкой, приостановление отразится негативно на всех участниках рынка. Органы местного самоуправления должны будут в срочном порядке объявить конкурс, а куда в это время будет идти информация о платежах граждан — не ясно. Либо управляющая компания должна срочно передать информацию ресурсоснабжающей организации, что будет осуществить непросто. Поэтому эксперты предлагают либо отменить данный институт, либо пусть управляющая компания работает с момента решения суда.
И еще одна идея Национального жилищного конгресса — введение лицензии для физических лиц, которые управляют товариществами собственников жилья. «ТСЖ где-то самостоятельно управляются, где-то управдомами. В случае самостоятельности, у него присутствует физлицо, которое обладает соответствующими знаниями и ресурсами. Но бывает, когда приходят неспособные лица. Поэтому предлагаем ввести лицензию для физических лиц. Мягкую, адекватную, чтобы они обладали достаточными знаниями и квалификацией», — подчеркнула Вепрецкая.
Заместитель гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк предложила вначале сделать основой выдачи лицензий УК облегченные требования к ним — например, просто раскрытие компаниями информации, поскольку сегодня в России пока еще нет специальной системы образования в сфере управления ЖКХ.
Эксперт напомнила, что законопроект об обязательном лицензировании в ЖКХ предполагает проведение квалификационных экзаменов для руководителей управляющих компаний, для чего нужно создать систему подготовки кадров. Только после этого следует вводить полные требования к управляющим компаниям и их менеджменту, подчеркнула замглавы Фонда ЖКХ.
У представителей управляющих компаний и ТСЖ законопроект вызвал волну критики. По их мнению, законопроект пока сырой и его необходимо серьезно доработать, либо написать новый. Большинство опасений связано с тем, что в законопроекте никак не прописаны права и обязанности собственников. Кроме того, их беспокоит, каким образом государственные жилищные инспекции (ГЖИ) будут выдавать лицензии: не получится ли так, что будут работать «только свои».
«Нам тогда придется купить ГЖИ», — заявил представитель УК из Новосибирска. И, по словам УК, трудности возникнут с уплатой штрафов, потому что прибыли управляющих компаний на это не хватит.
Так, председатель президиума НП «Управдом» Нелли Лукина, рассказала, что месячный оборот ее компании составляет всего 125 тысяч рублей, в то время как штрафы, предлагающиеся внесенным в Госдуму документом, могут достигать 500 тысяч рублей.
Ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Института экономики городаДмитрий Гордеев указал на то, что такая проблема будет и для ТСЖ. Законопроект приравнивает многодомовые ТСЖ к управляющим компаниям, хотя они «по факту являются некоммерческими организациями», констатировал он. И предусмотренные законопроектом штрафы будут слишком велики для ТСЖ, у которых в управлении два или несколько домов.
Реализация этих положений документа приведет «фактически к убийству института ТСЖ и усилению пассивности собственников жилья», убежден эксперт.
«Мы подготовим документ по итогам данных слушаний. Еще раз его обсудим, после чего подготовим окончательное экспертное заключение Общественной палаты, которое направим в Государственную Думу», — заявила Светлана Разворотнева.