10 января 2014 г. 8:18 | Новостной канал: Основная рубрика
 3576  0
 

Минэнерго представило новую модель рынка тепла

 
 

МОСКВА, 9 января (BigpowerNews) – Минэнерго, как и обещало, в преддверии нового, 2014, года представило предложения по реформированию рынка тепла. Проект соответствующего федерального закона был опубликован 31 декабря на сайте ведомства.

В министерстве рассчитывают за счет реформ все же создать условия для прихода в отрасль необходимых для ликвидации огромного износа и отсталости основных производственных фондов инвестиций, окупаемость которых в текущих условиях из-за сдерживания роста тарифов и снижения отпуска теплоэнергии практически невозможна.

«Привлечь стороннего инвестора в рамках сложившейся системы отношений не удается из-за высоких регуляторных рисков. При этом у самих участников рынка нет инструментов и экономических стимулов заниматься решением накопленных проблем: в системе теплоснабжения нет единого ответственного за надежность и качество теплоснабжения, а у потребителей нет адекватных механизмов, позволяющих добиваться компенсации при нарушениях и требовать улучшения ситуации», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

«Самые эффективные по технологии участники рынка тепловой энергии – источники, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, находятся в особо сложном положении из-за наличия перекрестного субсидирования между двумя рынками с разным порядком ценообразования: регулируемые тарифы на тепловую энергию для них зачастую занижаются, а нерегулируемые цены на рынке электрической энергии и мощности в силу его специфики не позволяют покрыть эти убытки. В результате наиболее технологически эффективные источники, в частности, по показателям использования топлива, оказываются экономически невыгодными», -признаютв Минэнерго.

Решением названных проблем «может стать принципиальное изменение подхода к системе отношений и к модели ценообразования в сфере теплоснабжения», считают в министерстве.

«Законопроект ставит целью создание условий для возникновения новой сбалансированной системы отношений между всеми участниками процесса теплоснабжения, основанной на экономических стимулах к повышению эффективности, надежности и качеству ее функционирования, при справедливой цене на тепловую энергию для конечных потребителей», — указывается в пояснительной записке.

В качестве справедливой цены для конечных потребителей в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации предлагается рассматривать цену теплоэнергии (мощности), определяемую исходя из минимальной стоимости теплоэнергии (мощности), которую можно произвести и поставить потребителям с использованием наилучших доступных технологий (далее – индикативный уровень цены на теплоэнергию (мощность)).

Внедрение новой системы отношений предлагается осуществлять на всей территории РФ с использованием переходного периода, который связан с постепенным доведением регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, до индикативного уровня цены на тепловую энергию (мощность). Переходный период устанавливается с 1 июля 2014 года до достижения одной из более поздних дат: дата достижения индикативного уровня цены на тепловую энергию (мощность) или 1 января 2016 года. По завершении указанного переходного периода индикативный уровень цены на тепловую энергию (мощность) становится предельным уровнем нерегулируемой цены для потребителей. При этом Правительством РФ по предложению уполномоченного органа власти субъекта РФ могут быть определены территории, на которых сохранится действующая система регулирования цен (тарифов) для всех участников процесса теплоснабжения (далее – регулируемые зоны теплоснабжения). Законопроектом устанавливаются критерии, при соответствии которым территории РФ могут быть отнесены к регулируемым зонам теплоснабжения.

Для решения поставленных задач законопроектом предлагаются следующие изменения.

1. Изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 № 190−ФЗ «О теплоснабжении»:

1)   Ускорение назначения единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО), изменение ее роли.

ЕТО в границах своей зоны деятельности становится единым закупщиком товаров (услуг) в сфере теплоснабжения и поставщиком тепловой энергии (мощности), теплоносителя, отвечающим перед каждым потребителем за надежное и качественное теплоснабжение, горячее водоснабжение, с поэтапным наделением ЕТО функциями по оптимизации и развитию системы теплоснабжения.

В целях ускорения назначения ЕТО этот процесс отделяется от процесса утверждения схем теплоснабжения. Минэнерго и органы исполнительной власти субъектов РФ (в зависимости от численности населенного пункта) наделяются полномочиями по назначению ЕТО до утверждения схемы теплоснабжения. Назначение ЕТО осуществляется при условии принятия обязательств по разработке схемы теплоснабжения.

Для того чтобы стать ЕТО могли только экономически мотивированные и добросовестные организации, законопроектом предусматривается установление требований к претендентам на получение статуса ЕТО. Согласно законопроекту ЕТО не могут стать учреждения, владеющие объектами теплоснабжения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это ограничение связано с тем, что финансовое обеспечение таких учреждений осуществляется из средств соответствующего бюджета, а соответственно, они не имеют экономической заинтересованности в повышении эффективности систем теплоснабжения. В системах теплоснабжения, в которых объекты теплоснабжения преимущественно принадлежат организациям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на переходный период статус ЕТО может быть присвоен одной из таких организаций. При этом указанные организации должны привести себя в соответствие с заданными требованиями. Законопроект предусматривает для этого стимулирующие меры. Аналогичный порядок предусматривается также в отношении ранее назначенных ЕТО, которые владеют объектами теплоснабжения на таком праве.

Остальные требования к претендентам на статус ЕТО, в том числе имущественные требования, будут определены Правительством РФ.

Законопроект устанавливает цели и основные принципы осуществления ЕТО своей деятельности, в том числе:

повышение публичности и прозрачности деятельности ЕТО;

обеспечение безопасного функционирования систем теплоснабжения;

развитие систем теплоснабжения с использованием наилучших доступных технологий в целях повышения надежности и качества теплоснабжения, горячего водоснабжения, поставки горячей воды без перерывов.

Для реализации функционирования ЕТО как единого закупщика и поставщика законопроект устанавливает порядок действий всех субъектов теплоснабжения по перезаключению договоров, максимально допустимый срок действия договоров, заключенных до назначения ЕТО, а также обязательства ЕТО по направлению оферт потребителям, поставщикам тепловой энергии и теплосетевым организациями. Эти меры позволят избежать затягивания процесса, обеспечат единый алгоритм действий, а также существенно снизят возможные правовые и коммерческие риски организаций – участников процесса.

2)   Изменение принципов ценообразования в сфере теплоснабжения:

а) С 1 июля 2014 г. предусматривается полная отмена регулирования цен (за исключением объемов, поставляемых населению) в следующих случаях:

на производимый, передаваемый и поставляемый пар, как в виде тепловой энергии, так и в виде теплоносителя;

в отношении потребителей, теплопотребляющие установки которых технологически соединены с источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности или ином законном основании теплоснабжающей организации, владеющей таким источником тепловой энергии, или потребителю, и указанные объекты не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения, входящей в зону деятельности ЕТО (потребитель на коллекторах).

в отношении потребителей, которые не потребляли тепловую энергию более года (право заключить соответствующий договор у участников рынка есть только до 1 января 2015 г.).

Законопроект содержит норму, в соответствии с которой при тарифном регулировании не учитываются тарифные и экономические последствия, возникающие в связи с  осуществлением деятельности по нерегулируемым ценам, то есть при отмене тарифного регулирования не должен произойти рост тарифов для остальных потребителей, в том числе из-за убытков теплоснабжающих организаций. При этом цены (тарифы), подлежащие регулированию, должны учитывать экономически обоснованные расходы и не могут быть снижены из-за доходов от нерегулируемой деятельности.

Такие изменения предоставляют возможность определения цен на отдельные товары в сфере теплоснабжения по соглашению сторон, что необходимо для предотвращения ухода потребителей от централизованного теплоснабжения на индивидуальные автономные источники теплоснабжения, наблюдаемого в настоящее время из-за отсутствия возможности договориться об иной цене, кроме как установленной регулирующим органом.

В случае возникновения разногласий по цене на товары (услуги) в указанных случаях законопроект предусматривает, что стороны применяют цену, равную тарифу на такой товар (услугу), установленный для соответствующей категории потребителей в отношении теплоснабжающей организации, а в случае если тариф не установлен, стороны или одна из сторон обращаются в орган регулирования за его установлением и применяют установленный тариф в договоре. Указанные тарифы применяются сторонами не более 3 лет и не позднее чем 1 июля 2017 года.

В законопроект включены положения, предусматривающие, что с 1 июля 2014 года тарифы на указанные выше товары (услуги) применяются исключительно в случае, когда стороны соответствующего договора не смогли достигнуть соглашения по уровню нерегулируемой цены.

б) На территориях, не отнесенных Правительством к регулируемым зонам теплоснабжения, реализуется поэтапное доведение в течение переходного периода регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям в зоне деятельности ЕТО, до индикативного уровня цены на тепловую энергию (мощность) с отменой регулирования в сфере теплоснабжения при достижении индикативного уровня с одновременным ограничением уровня цен на тепловую энергию для потребителей предельным уровнем нерегулируемых цен, равным такому индикативному уровню.

Для этого правительство должно определить параметры, используемые для расчета индикативного уровня, правила определения и порядок применения индикативного уровня цены на тепловую энергию (мощность), а также требования к определению сроков поэтапного достижения указанного индикативного уровня и правила контроля за их исполнением. ФСТ России наделяется полномочиями по определению индикативного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, в соответствии с правилами, утвержденными правительством, органы регулирования субъектов по согласованию с ФСТ России – по определению сроков достижения установленного индикативного уровня регулируемыми тарифами на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, но не позднее 1 января 2020 года. В случае если органы регулирования субъектов не установили указанные сроки до 1 июля 2014 года, то такие сроки должны быть установлены ФСТ России. Решение об окончании переходного периода принимается Правительством РФ на основе данных о выполнении сроков поэтапного достижения, предоставляемых в порядке, определенном Правительством РФ.

До этого срока тарифы на тепловую энергию (мощность) и услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя устанавливаются путем индексации тарифов 2014 года с учетом особенностей, определенных Правительством РФ.

В тех системах теплоснабжения, где текущий уровень регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, выше индикативного уровня цены на тепловую энергию (мощность), все тарифы на товары и услуги в системе теплоснабжения фиксируются, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, на момент перехода на новую модель до года, когда тарифы для потребителей сравняются с индикативным уровнем цены на тепловую энергию (мощность) с учетом его индексации. Это обеспечит стабильность и гарантию получения денежного потока для ЕТО и, соответственно, экономические стимулы улучшать ситуацию в таких системах теплоснабжения за счет сохранения получаемой экономии от оптимизации системы теплоснабжения.

По завершении переходного периода законопроект устанавливает новый перечень нерегулируемых цен на товары и услуги в сфере теплоснабжения на территориях, не отнесенных к регулируемым зонам теплоснабжения. В том числе исключается услуга по поддержанию резервируемой тепловой мощности как избыточная, а также:

— отменяется регулирование закупочных цен на тепловую энергию и услуг по передаче тепловой энергии, а также полностью отменяется плата за подключение к системам теплоснабжения;

— отменяется регулирование цен (тарифов) на теплоноситель в закрытых системах горячего водоснабжения;

— в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) сохраняется регулирование цен (тарифов) на теплоноситель для потребителей, а расчет тарифов на горячую воду, осуществляется ЕТО по формуле, установленной ФСТ России, в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию (различный подход к ценообразованию обусловлен технологическими особенностями использования и приготовления теплоносителя в открытых и закрытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения)).

При наличии разногласий по вопросу определения нерегулируемых цен ЕТО и (или) теплоснабжающая (теплосетевая) организация вправе однократно обратиться в порядке, установленном правительством, в орган регулирования, с заявлением об установлении на срок не более 3 лет тарифа (цены) на соответствующий товар (услугу). При этом срок действия договора должен соответствовать сроку, на который установлен тариф.

3)   Законопроект вводит новую систему ответственности ЕТО за надежность и качество теплоснабжения, горячего водоснабжения:

При невыполнении ЕТО обязательств по надежности и качеству теплоснабжения, горячего водоснабжения у потребителей ЕТО обязана начислить и выплатить каждому потребителю компенсацию, сравнимую с затратами на альтернативное теплоснабжение, горячее водоснабжение.

На территориях, не отнесенных к регулируемым зонам теплоснабжения, новая адресная система компенсации вводится взамен системы, предусмотренной действующим законодательством, которая не учитывала влияние нарушений показателей надежности и качества на стоимость тепловой энергии для конкретного пострадавшего потребителя. Законопроектом предусматривается поэтапное увеличение компенсации, выплачиваемой потребителю при нарушении надежности и качества, синхронно со сроками достижения уровня индикативной цены на тепловую энергию.

На территориях, отнесенных к регулируемым зонам теплоснабжения, новая система надежности и качества теплоснабжения, горячего водоснабжения применяется совместно с существующей моделью, но без учета нарушения организациями показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, при расчете тарифов для указанных организаций.

Законопроект предусматривает перенос положений, связанных с надежностью и качеством горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и закрытых систем горячего водоснабжения, из законодательства о водоснабжении и водоотведении в законодательство о теплоснабжении. Исключение составляют нормы о производственном контроле горячей воды, которые остаются в законодательстве о водоснабжении и водоотведении. Для этого законопроектом также предусмотрены изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 № 416−ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Также в целях введения новой системы ответственности ЕТО за обеспечение надежности и качества теплоснабжения, горячего водоснабжения повышаются требования к публичности деятельности ЕТО, дополняется перечень существенных условий договоров теплоснабжения и (или) поставки горячей воды, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, поставки тепловой энергии, теплоносителя.

4)  Изменение функционала ЕТО:

а) на всех территориях Российской Федерации сразу с вступлением в силу положений законопроекта ЕТО становится единым в зоне своей деятельности закупщиком и поставщиком товаров и услуг, а также наделяется функциями по распределению объемов тепловой энергии между источниками тепловой энергии в соответствии с критериями, определенными Правительством РФ.

б) на территориях, не отнесенных Правительством РФ к регулируемым зонам теплоснабжения, после окончания переходного периода ЕТО передаются функции по распределению мощности между источниками тепловой энергии, которое до этого осуществляется в схемах теплоснабжения, по согласованию вывода объектов теплоснабжения из эксплуатации, а также ЕТО предоставляется право инициировать приостановление вывода объектов теплоснабжения из эксплуатации на срок не более 3 лет с условием компенсации собственнику возникающих в связи с этим убытков в порядке, установленном Правительством РФ. Орган местного самоуправления и потребители исключаются из процедуры согласования, сохраняется необходимость уведомлять их о планируемом выводе.

5)  В целях усиления ответственности ЕТО по договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя) законопроектом вводится право теплоснабжающих (теплосетевых) организаций в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случае ненадлежащего исполнения ЕТО обязательств по оплате, при условии заблаговременного уведомления органов местного самоуправления о планируемом отказе с указанием причин, даты и времени такого отказа.

6)  В целях усиления защиты интересов потребителей вводится обязанность собственника объектов теплоснабжения и (или) лица, владеющего ими на праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения, переданных в аренду или концессию, по осуществлению контроля за надлежащим исполнением арендатора или концессионера своих обязательств перед потребителями и (или) субъектами теплоснабжения, а также устанавливается субсидиарная ответственность собственника объектов теплоснабжения и (или) лица, владеющего ими на праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения, за не надлежащее исполнение арендатором или концессионером своих обязательств. Соответствующие изменения вносятся и в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115−ФЗ «О концессионных соглашениях».

2. Изменения в Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261−ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлены на усиление требований к уровню оснащенности приборам учета тепловой энергии. А именно, исключается возможность в отношении объектов с максимальным объемом потребления тепловой энергии менее 0,2 Гкал/ч не устанавливать приборы учета. При этом Правила коммерческого учета тепловой энергии должны предусматривать упрощенные требования к учету тепловой энергии в отношении таких объектов.

3. Изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях с целью установления ответственности за нарушение правил организации теплоснабжения и манипулирование ценами на товары и услуги в сфере теплоснабжения субъектами, не занимающими доминирующее положение. Административная ответственность является важным механизмом контроля за ЕТО и иными участниками сферы теплоснабжения при одновременной отмене ценового регулирования.

4. Изменения в Жилищный кодекс РФ:

 — направлены на перенесение полномочий по установлению нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению с регионального уровня на федеральный;

 — включают уточнение, что на расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению, горячему водоснабжению осуществляется по ценам (тарифам), определенным в соответствии с законодательством в сфере теплоснабжения.

5. Изменения в Федеральный закон от 7.12.2011 N 416−ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» вносятся с целью синхронизации изменений в закон «О теплоснабжении» с законодательством о водоснабжении и водоотведении в части надежности и качества горячего водоснабжения.

6. Изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115−ФЗ «О концессионных соглашениях» в целях установления обязанности концедента осуществлять контроль за надлежащим исполнением концессионера своих обязательств, а также в целях установления субсидиарной ответственности собственника объектов теплоснабжения и (или) лица, владеющего ими на праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения, за ненадлежащее исполнение концессионером своих обязательств.

СНП НЖК по Липецкой области

 
 
 
СНЖК
Липецкой области
2013 - 2024
Яндекс.Метрика