Парламентские слушания на тему «Проблемы неплатежей и задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве: пути решения (законодательные аспекты)»
В Комитете Государственной Думы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству 5 ноября 2013 г. прошли парламентские слушания на тему «Проблемы неплатежей и задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве: пути решения (законодательные аспекты)».
С вступительным словом выступила председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее – КГД по ЖП и ЖКХ) Хованская Г.П. В своем докладе она указала на значительные показатели неплатежей: за январь 2013 г. – 467,6 млрд. руб., на 1 апреля 2013 г. – 524,8 млрд. руб., на 1 сентября 2013 г. – 390,6 млрд. руб. При этом наибольшая задолженность перед ресурсоснабжающими организациями приходится за отопление – 47,1%.
Также отметила, что недостаточно проработаны правовые нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения между поставщиками топливно-энергетических ресурсов, теплоснабжающими организациями, газоснабжающими и др., что привело к росту неплатежей и задолженности.
В докладе были выделены 3 категории должников:
– «неотключаемые» потребители топливных и энергетических ресурсов (детские сады, поликлиники);
– организации, осуществляющие свою деятельность на арендованном государственном и муниципальном имуществе, используемом в процессе производства энергетических ресурсов;
– управляющие организации, ТСЖ, население.
В существующей системе расчетов за коммунальные услуги она отметила ряд проблем:
– отсутствие для УО, ТСЖ, ЖСК экономических стимулов для организации системы сбора и контроля платежей за коммунальные услуги, т.е. не предусмотрена компенсация расходов по организации сбора платежей;
– неразвитость системы расщепления платежей, которая позволила бы оперативно и точно направлять средства, поступающие в качестве платежей, тем, кому они предназначены, избавила бы УО, ТСЖ, ЖСК от несвойственных им функций транзита чужих средств;
– отсутствие понятной и прозрачной системы учета и контроля качества поставляемой коммунальной услуги, в том числе, приборов учета;
– практическая неразвитость удобных, современных, мобильных, оперативных способов оплаты коммунальных услуг (оплата через Интернет, система личных кабинетов, автоматы для оплаты услуг и т.д.).
В целях законодательного урегулирования существующих проблем создана рабочая группа, разработавшая законопроект о внесении изменений в действующее законодательство: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов». Законопроект предполагает введение следующих норм:
– ответственность по оплате задолженности возлагается на уполномоченные органы, принявшие решение о включении социально значимых потребителей, оплата производится за счет средств бюджетной системы Российской Федерации;
– включать в условия договора ресурсоснабжения с потребителем ограничение режима потребления которого может привести к неблагоприятным (в т.ч. экологическим) последствиям, обеспеченную любым видом гарантию оплаты предоставленных ресурсов;
– установить в качестве условия передачи объектов коммунальной инфраструктуры в управление частным операторам безусловное соблюдение обязательств по оплате коммунальных услуг и недопущение возникновения и накопления задолженности перед ресурсоснабжающей организацией (более 3-х месяцев) в течение периода действия договоров, которыми оформлена передача объектов в управление. Несоблюдение данного условия может являться основанием для расторжения договора со стороны собственника.
Проработка проблемы неплатежей и задолженности в ЖКХ позволила разработать изменения в жилищное законодательство РФ, которыми предлагается исключить понятие «норматив потребления», что позволит осуществлять расчеты только по приборам учета и эффективно использовать нормы закона № 261-ФЗ.
В целях совершенствования системы платежей:
– Правительству РФ поручено разработать методические рекомендации, регламентирующие порядок установки общедомовых приборов учета ресурсоснабжающимей организацией в случаях, предусмотренных ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября
2009 г. № 261.
– Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления поручено рассмотреть возможность провести:
а) мониторинг осуществления расчетов за предоставленные услуги, в т.ч. соответствия таких расчетов постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124;
б) мониторинг реализации в регионе норм постановления Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1468;
в) постоянный мониторинг хода установки общедомовых и индивидуальных приборов учета воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии;
г) широкую информационно-разъяснительную работу среди населения по вопросам необходимости своевременной оплаты предоставленных услуг, а также негативные последствия для граждан, наступающих в случае задержек платежей;
д) предусмотреть в бюджете субъекта РФ средства на возмещение расходов, связанных с установкой приборов учета используемых воды, газа, тепловой и электрической энергии, а также вводом установленных приборов учета в эксплуатацию, для граждан, которые являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма и имеют право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В своем выступлении Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Мень М.А. провел анализ неплатежей по регионам РФ. Он отметил, что просроченная задолженность ресурсоснабжающих организаций перед энергоснабжающими службами по субъектам РФ составляет млн. руб.:
Северо-Кавказский – 50800, Центральный – 30300 , Северо-Западный – 10400, Приволжский – 10 200, Дальневосточный – 10000, Сибирский – 8500, Южный – 4000, Уральский – 10.
Также он отметил, что по состоянию на 1 сентября 2013 г. задолженность всех потребителей перед ресурсоснабжающими организациями в целом по РФ составляет:
47,1% - по отоплению, 26,7% - электроэнергии, 18,4% - холодной воде, 8% – горячей воде.
Задолженность всех потребителей перед ресурсоснабжающими организациями за ХВС, ГВС, отопление, электрическую энергию по субъектам РФ составляет млн. руб:
Центральный – 36 000,0, Северо-Западный – 32 000, Приволжский – 26 000, Сибирский – 24 000, Северо-Кавказский – 11 000, Дальневосточный – 8 000, Южный – 6 000, Уральский – 2 500.
Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике
Грачев И.Д. отметил одну из причин роста неплатежей соотношение разницы заработной платы и цены на энергоресурсы в 10 раз. Предложил осуществлять государственно-частное взаимодействие по ремонту электросетей, так как основная часть расходов приходится на утечку электроэнергии.
По его мнению, утверждаемый законопроект своевременно предполагает внесение изменений в положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за самовольное подключение к сетям инфраструктуры и безучетное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов, увеличивает размер санкций за данную категорию правонарушений.
Президент НП «НЖК», заместитель председателя рабочей группы по разработке предложений, направленных на решение проблем неплатежей и задолженности в ЖКХ Булгакова И.А. дополнительно предложила рассмотреть предложение о возложении субсидиарной ответственности за неплатежи социально значимых потребителей, в отношении которых применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления на лица, принявшие решение о признании отдельного предприятия/покупателя ресурса таковым.
Булгакова И.А. также предложила модель расчетов за поставленные ресурсы социально значимым потребителям, при которой субсидиарную ответственность несет бюджет субъекта Российской Федерации, бюджет Российской Федерации, модель расчетов за поставленные ресурсы с потребителем ограничение режима потребления которого может привести к неблагоприятным (в т.ч. экологическим) последствиям с обязательным наличием гарантии (обеспечения по оплате).
Отметила, что исключение понятия «норматив потребления» из Жилищного кодекса Российской Федерации:
– устранит разночтения норм права с точки зрения юридической техники;
– устранит небаланс в выставляемых счетах за объемы потребленных коммунальных ресурсов между поставщиком и потребителем;
– унифицирует системы расчетов за предоставленные коммунальные ресурсы;
– будет способствовать повышению энергосбережения и реализации норм Федерального закона № 261.
Были озвучены проблемы УК: убыточная деятельность, возложение на УК некомпенсируемых экономически обязательств, ведущих к банкротству, отсутствие экономической заинтересованности в проведении эффективных мероприятий по сбору и взысканию задолженности, недобросовестная деятельность УК в связи с убыточной деятельностью. А также предложила способы решения:
– ТСЖ – единственный способ управления, обязательное членство. ТСЖ нанимает профессионального управляющего для управления общим имуществом МКД. Субсидиарная ответственность в таком случае возлагается на всех членов ТСЖ по всем обязательствам, проблема неплатежей решается собственными силами. ТСЖ осуществляет расчеты с РСО напрямую (без ЕИРЦ).
– Существующая система управления МКД:
а) при выборе ТСЖ как способа управления, вводится обязательное членство в нем, на собственников возлагается субсидиарная ответственность по всем обязательствам, проблема неплатежей решается собственными силами. ТСЖ осуществляет расчеты с РСО напрямую (без ЕИРЦ).
б) при выборе иных способов управления вводится обязательный муниципальный контроль за деятельностью по управлению МКД. Вводятся обязательные прямые расчеты населения за предоставленные коммунальные ресурсы с РСО.
в) вводится контроль за деятельностью ЕИРЦ на региональном или муниципальном уровне (по решению субъекта Российской Федерации).
Отметила необходимость создания эффективной системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги:
создание субъектами РФ региональных информационно-расчетных центров, ответственных за начисление платы за коммунальные услуги и услуги по содержанию жилья, за выставление единого платежного документа за все услуги, оказанные потребителям жилых помещений (в том числе в электронном виде на официальном портале субъекта Российской Федерации);
распределение и перечисление банками, уполномоченными субъектами Российской Федерации денежных средств, полученных в оплату коммунальных услуг на расчетные счета поставщиков услуг и ресурсов в соответствии со сведениями, указанными в едином платежном документе.
Первый заместитель председателя КГД по ЖП и ЖКХ Николаева Е.Л. отметила, что на практике 65% населения вносит оплату за услуги ЖКХ своевременно до 10 числа текущего месяца, лишь 7% являются злостными неплательщиками, имеют задолженность до 6 расчетных периодов. Отметила важность мероприятий по реализации Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261.
По тематике слушаний высказали свои предложения Сидякин А.Г. – заместитель председателя КГД по ЖП и ЖКХ, Козловская О.В. – председатель Законодательного Собрания Томской области, Разворотнева С.В. – председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной поли-литике, Остроушко П.В. – вице-президент НП «НЖК» и др.